ОСОБЕННОСТИ ОБМЕНА ПОДАРКАМИ

Несколько примеров, которые мы привели, утверждают восточное видение мира, ведомого жадностью и неумеренного вкуса к удовольствиям. Даже один из испытанных дипломатов, как Якопо Соранцо, посол Венеции при Мураде III в 1582 году, жаловался, что невозможно ничего добиться без щедрот. Правда, что некоторые просьбы могут показаться ничтожными и нелепыми. В 1558 году, французский посол настойчиво добивался помощи своего коллеги в Венеции, так как Солиман два или три раза попросил его предоставить ему множество часов с боем, так как султан хотел носить десять или двенадцать, когда идет на охоту. Можно также понять раздражение прево Агостино Нани, когда ему заказали в 1601 году кукол для детей и карлика султана: «они считают, что прево Венеции имеет лавку, полную разнообразных товаров», писал он. Но чтобы представить все эти заказы в более широком историческом контексте, можно привести пример Екатерины Медичи, которая потребовала в 1584 году у оттоманов предоставить ей дюжину абиссинских рабов, слона, жирафа и других экзотических животных. Было бы ошибкой считать просьбы и подарки доказательством жадности и легкомыслия. Во первых потому, что во многих случаях оттоманы оказывали большие услуги прево, не для того, чтобы добиться подношения, а чтобы передать заказ, который он собирались полностью оплатить.
В средневековом мусульманском мире и начале современного периода, щедрость не была личным качеством, но фундаментальным выражением престижа. Дарить и получать подарки было особой привилегией. Более простыми выражениями власти и успеха были обязательства.
Это относится не только к султану, но и ко всем членам оттоманской элиты. Так, в 1563 году, великий визир объясняет, что подарок это больше вопрос чести, чем стоимости, жалуясь, что французы постоянно отправляют заказы, никогда не преподнося ни малейшего подарка, часов или корзины с фруктами. Французы, очевидно, долго этого не понимали, хотя Жак де Жермини в 1583 году подчеркивает, что венецианцы делают все возможное чтобы показать свою щедрость перед оттоманами, в частности по отношению к Нур Бану. В Венеции также считалось, что дарение подарков было дорогостоящим и не эффективным средством для достижения цели, но Марк Антонио Барбаро настаивал на важности подарков для заведения друзей среди членов двора султана. Дар был основным элементом венецианской дипломатии при бворе Великого Турка, настолько, что в 1616 году Христофоро Валье добавляет небольшой договор в конце relazione, который он передает в свою очередь оттоманской столице.
Подарок имел внешнее значение, так как был знаком признания ранга дарителя, либо придавал ему статус. Получивший дар мог оскорбиться если подарок был не на высоте, или не сопровождался знаками почтения. Мы можем привести пример cavush, который отказался покинуть Венецию, так как не получил подарка, равнозначного подаренному его предшественнику. Посланник султана не выказывал высокомерия, так можно подумать; он, несомненно, имел причины бояться, что подарок меньшего значения дискредитирует его миссию.
Как объясняет Контарини в 1583 году, Нур Бану придавала меньшее значение качеству подарка, чем знакам уважения, которые оказывали ей все принцы и особенно дож, так как «она родилась в Венеции». Это свидетельство подтверждается письмом, которое султанша написала 20 февраля 1579 года, чтобы поблагодарить прево за дар в виде 40 платьев. Она послала два императорских платья для дожа и для прево, особо уточняя, как перевел прево, «извините меня, если подарок не подойдет и не соответствует обычаям». Но после этой формулы вежливости, Нур Бану не колеблясь упрекает венецианцев в пренебрежении протокольным правилам: она не добавила письма с благодарностями дожу, так как тот сам не отправил ей такого письма.
Дар часто следовал за таким же даром, и также необходимо было соблюдать протокол. Венецианские документы много раз упоминают об актах соответствия, но они не дают сведений о перераспределительной динамике обмена подарками у оттоманов. Подарки, сделанные получателю, часто передавались «клиентам». Благодаря этому центробежному процессу, заграничные ткани распространялись, от составляющей части оттоманской элиты до ее подчиненных. Именно это обеспечило распространение итальянского бархата среди соперничающих мусульманских властителей. Например, оттоманский султан Баязет подарил в 1503 году, наряду с другими подарками, итальянский бархат мамлюкскому султану Каниш-аль-Гури; в 1560 году, посланник Солимана в Персии передал Шаху Тахмаспу разнообразные европейские ткани, в том числе и бордовый бархат.
В других случаях, требуемые предметы с момента отплытия предназначались в подарки. Так, когда Соколлу Мехмед Паша заказал в 1576 году четверо круглых часов одинаковой модели, не было никаких сомнений, что он хочет подарить их, а не заказывает для собственного пользования. Далее мы поговорим об органе, который Пиале Паша заказал, чтобы подарить султану Мураду.
Монотонное перечисление заказов и подарков может оставить впечатление, что отношения между прево и членами оттоманского двора были строго торговыми и безличными. Однако, нам известны примеры личных подарков. Самым известным был портрет Марк Антонио Барбаро, предназначенный для Веронезе или Ламберто Сюстрис, где прево держит документ, носящий надпись «….». То, что Барбаро называет Соколлу Мехмеда Пашу «очень дорогим другом» может показаться странным, когда известно, что великий визир определили ему место жительства в течение самого длинного периода его пребывания в Стамбуле. Это свидетельство показывает, что, несмотря на позиции каждого, отношения могли оставаться предупредительными, и что было возможно прийти к некоторому взаимопониманию.
Марино Кавалли, который высказывал мнение о пользе подарков и взяток, призывая венецианцев защищать репутацию государства, при необходимости военными силами, подарил Солиману в 1559 году рукопись речи о старости, которую его предок Андреа Фосколо слышал, как произносил Мурад II в адрес Мехмеда II. Это был очень подходящий и ценный подарок, одновременно философский и личный. Этот подарок напоминал о связях, которые объединяли обе семьи более века, и речь касалась также темы, занимающей Солимана в дни его старости.

Читайте специальный блог экономика Японии.

Опубликовано 05 Фев 2009в 15:40. В рубриках: Венеция и Оттоманская империя. Вы можете следить за ответами к этой записи через RSS 2.0. Отзывы и пинг пока закрыты.

Комментарии закрыты.